1829 г. |
|
|
Первым человеком, поднявшимся на восточную вершину Эльбруса, был Килар Хаширов. |
||
1874 г. |
|
|
Первыми людьми, поднявшимися на западную вершину Эльбруса были балкарец-проводник Ахия Соттаев, англичане— Грове, Гардинер, Уоккер и швейцарец Кнубель. |
||
1890—1896 гг. |
|
|
Первым человеком, покорившим обе вершины Эльбруса и положившим начало его изучению, был русский военный топограф Андрей Васильевич Пастухов. |
||
1909 г. |
|
|
Кавказское горное общество построило на «Кругозоре» на высоте около 3200 метров каменную хижину-полуземлянку. Это была первая дореволюционная постройка на склонах Эльбруса. |
||
1929 г. |
|
|
На «Кругозоре» построено деревянное здание туристской базы на сорок человек. Это была первая постройка на склонах Эльбруса, осуществленная в советское время. |
||
1931 г. |
|
|
Первый кольцевой лыжный поход вокруг восточной вершины совершен москвичами под руководством профессора В. А. Конопасевича. Участниками были: Г. Тушинский, Я. Чулков, В. Антушев, Б. Волгин, А. Егоров, М. Дербенев и С. Писарев. Пятеро последних с седловины поднялись на вершину. |
||
1932 г. |
|
|
Среди вечных снегов Эльбруса на высоте около 4200 метров построена деревянная сорокаместная турбаза, получившая название — «Приют одиннадцати». |
||
1933 г. |
|
|
Проведена Первая эльбрусская альпиниада РККА, положившая начало массовым восхождениям военнослужащих на Эльбрус. На восточную вершину одновременно поднялось пятьдесят восемь командиров. |
||
1933 г. |
|
|
На седловине, на высоте 5350 метров «Интурист» построил высокогорный домик-приют «Седловина» для альпинистов. |
||
1933 г. |
|
|
Пятигорское бюро погоды построило невдалеке от «Приюта одиннадцати», на высоте 4250 метров одноэтажное деревянное здание высокогорной метеорологической станции — «Приют девяти». Ее первыми зимовщиками были Виктор Корзун, Александр Гусев и Александр Горбачев. |
||
1934 г. |
|
|
Совершено первое зимнее восхождение на Эльбрус. Альпинисты-зимовщики метеостанции В. Корзун и А. Гусев поднялись на его восточную вершину. |
||
1934 г. |
|
|
«Алло! Алло! Говорит восточная вершина!» — Эти слова произнесли в эфир военные радисты старший сержант А. Ф. Балабанов и лейтенант Н. С. Алексеев, работая на радиостанции 6-ПК, впервые установленной на Эльбрусе. | ||
1934 г. |
|
|
Начала свою работу Первая комплексная Эльбрусская экспедиция Академии наук СССР, положившая начало планомерному изучению эльбрусского массива в последующие годы. |
||
1935 г. |
|
|
Первое зимнее восхождение на западную вершину совершено Николаем Гусаком — впоследствии заслуженным мастером спорта СССР — и иностранным альпинистом. |
||
1935 г. |
|
|
Два первых зимних восхождения на обе вершины Эльбруса за один сезон совершили зимовщик метеостанции Николай Гусак и зимовщик «Кругозора» Владимир Кудинов. |
||
1935 г. |
|
|
Первыми женщинами, поднявшимися зимой на Эльбрус, были студентки Орджоникидзевского пединститута — Армик Аракелян, Александра Полтораднева, Мария Свешникова, Зоя Родкина и Елизавета Чихрадзе. |
||
1935 г. |
|
|
Установлен рекорд массовости посещения Эльбруса — за сезон на его вершинах побывало 2016 человек. В их числе 638 участников колхозной альпиниады Кабардино-Балкарии. |
||
1937 г. |
|
|
Первый кольцевой поход вокруг эльбрусского массива, проведенный на высотах от 3000 до 4000 метров, был совершен членами нальчикского альпинистского клуба под руководством Всеволода Каплуненко. |
||
1939 г. |
|
|
Сдано в эксплуатацию здание гостиницы на «Приюте одиннадцати». |
||
1943 г. 13 и 17 февраля |
|
|
Двадцать военных альпинистов, участников обороны Кавказа, поднялись на вершины и, сбросив с них остатки фашистских штандартов, водрузили государственные флаги Советского Союза. |
||
1959 г. |
|
|
Обнародовано постановление правительства РСФСР о сооружении Приэльбрусского спортивного комплекса с рядом гостиниц и канатно-подвесной пассажирской дороги от поляны Азау до «Приюта одиннадцати». |
||
1960 г. |
|
|
На обе вершины Эльбруса одновременно поднялось 1396 альпинистов Кабардино-Балкарской альпиниады. |
||
1963 г. |
|
|
На горе Чегет вступила в число действующих первая в Приэльбрусье канатно-кресельная дорога. Ее протяженность 1600 метров, перепад высот 650 метров. |
||
1965 г. |
|
|
Вступила в строй действующих гостиница-турбаза «Иткол». |
||
1966 г. |
|
|
На восточную вершину впервые совершил посадку вертолет типа «МИ-4». Его пилотировали нальчане—командир корабля Ю. А. Рахманов, второй пилот М. А. Хасаншин. |
||
1966 г. |
|
|
Вступила в строй вторая очередь канатно-кресельной дороги на горе Чегет — «Чегет-2». |
||
1966 г. |
|
|
Открылась первая в Приэльбрусье туристско-лыжная база спортивного общества «Динамо». |
||
1967 г. |
|
|
Установлен новый рекорд посещаемости Эльбруса. За год на его вершинах побывало 3224 человека, в том числе только за один день восхождение совершили более двух с половиной тысяч участников Кабардино-Балкарской альпиниады. |
||
1968 г. |
|
|
Вступила в число действующих туристская база-гостиница «Азау», построенная на одноименной поляне. |
||
1968 г. |
|
|
Сдана в эксплуатацию туристская база-гостиница Министерства обороны СССР «Терскол». |
||
1969 г. |
|
|
Вступила в число действующих парно-кресельная канатно-подвесная дорога на горе Чегет. |
||
1969 г. |
|
|
Пущена в эксплуатацию первая очередь «Большой эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор». Дорога маятникового типа, ее протяженность почти 1800 метров, перепад высот составляет более 600 метров. |
||
1972 г. |
|
|
Завершено строительство первой в Приэльбрусье Эльбрусской медико-биологической станции (ЭМБС) АН УССР. |
||
1974 г. |
|
|
Вступила в строй турбаза-гостиница «Чегет». |
||
1976 г. |
|
|
Заканчивается строительство второй очереди «Большой эльбрусской канатки» от станции «Кругозор» до станции «Мир». |
||
по материалам книги «Эльбрусская летопись» – Кудинов В.Ф. |